В качестве вакуумных разборных соединений и в запирающих устройствах все еще применяются шлифованные плоские, конические (шлифовые соединения и краны) и сферические соединения. Если на шероховатые поверхности разборного соединения нанести смазку, то оно становится газонепроницаемым, а поверхности могут скользить одна по другой.
Одна из применяемых смазок для шлифовых разборных соединений и кранов, например смазка Рамзая, состоит в основном из смеси вазелина, парафина и невулканизированного сырого каучука. Смазки с низким давлением паров, например смазка апиезон N, состоят из тяжелых углеводородов с добавкой каучука или силиконов.
Уплотняющие смазки
Название
|
Применение
|
Давление пара при 20° С, мм рт. ст.
|
Рабочая температура, °С
|
Фирма-поставщик
|
Смазка Рамзая
|
Мягкая, краны
|
-
|
До 30
|
"Лейбольд",
"Шеел"
|
|
Вязкая, шлифы
|
-
|
|
Апиезоновая смазка М (Лейбольд Р)
|
Шлифы, краны
|
<10-8
|
До 30
|
.Лейбольд", „Эдварде"
|
Апиезоновая смазка L (Лейбольд R)
|
Шлифы
|
<10-8
|
До 25
|
То же
|
Апиезоновая смазка N (Лейбольд S)
|
Шлифы, краны
|
<10-1
|
До 35
|
То же „Доу Корнинг"
|
Силиконовая смазка(крановая)
|
То же
|
—
|
От 40 до 200
|
|
Силиконовая смазка (высоковакуумная)
|
То же
|
|
До 250
|
То же
|
Силиконовая смазка F4203 (V)
|
То же
|
< 10-5
|
До 150
|
„ФЕБ хемиверк"
|
Качество смазок может рассматриваться с различных точек зрения. Например, можно примириться с несколько большим давлением паров смазки, если при работе она сохраняет однородность и при нагреве до 30° С не слишком размягчается. Это качество необходимо, в частности, для того, чтобы при удалении конуса крана (с большим трудом) допускался нагрев всего крана. Изготовляемые в настоящее время смазки с низким давлением паров зачастую на практике оказываются непригодными, так как они быстро выдавливаются из шлифового соединения. После кратковременного применения шлиф приходится разбирать, промывать в обезжиривающих растворителях и заново наносить смазку.
Обычно потребитель не обращает внимания на то, что фирма-поставщик указывает давление пара для обезгаженной смазки. Практически смазка не может быть достаточно чистой, так как в процессе нанесения смазки на поверхности шлифов находящийся между выступами шероховатой поверхности воздух и оставшиеся после испарения растворителя следы загрязнений покрываются самой смазкой и при вращении шлифов вдавливаются в нее. Поэтому на практике смазка Рамзая часто оказывается более надежной, чем такие уплотнители, как дорогостоящие апиезоновые смазки. |